Образец написания статьи

Образец написания статей в Научном журнале

«Современные лингвистические и методико-дидактические исследования»

На что обратить внимание при написании статьи?

Предоставляемые в ВАК журналы статьи должны состоять из следующих последовательно расположенных элементов:

  • индекса универсальной десятичной классификации (УДК);
  • заглавия (названия) статьи;
  • инициалов и фамилии авторов;
  • адресных сведений о месте работы авторов, в первую очередь названий организаций (данные об аффилировании авторов);
  • электронного адреса как минимум одного из авторов, с которым следует вести переписку;
  • аннотации (авторского резюме, реферата);
  • ключевых слов;
  • текста статьи;
  • пристатейного библиографического списка;
  • сведений об авторах.

ЗАГЛАВИЯ СТАТЕЙ

Для всех без исключения журналов существуют требования, предъявляемые базами данных к заглавиям статей. Заглавие является особенно важным элементом статьи, так как в некоторые базы данных не включены аннотации.

  • Заглавие научной статьи должно быть информативным, т.е. четко отражать ее содержание в нескольких словах. Это требование в редакциях журналов рассматривается как одно из основных, так как хорошо сформулированное заглавие – гарантия того, что работа привлечет читательский интерес.
  • Следует помнить, что заглавие работы прочтут гораздо больше людей, чем ее основную часть. Авторы других статей, которые будут цитировать представленное в ней исследование, в своих библиографических списках будут приводить именно заглавие работы.
  • Надо стараться сформулировать заглавие статьи не как законченное предложение, а как заголовок (как это делают в газете).
  • Формулируя заглавие, лучше придерживаться простого порядка слов и простых словосочетаний.
  • Не следует использовать глаголы, а также слова типа исследование, изучение, наблюдение, а также важный, значительный и т.п.
  • В заглавие должны входить практически все ключевые слова.
  • В заглавии статьи не должно быть лишних слов. Самые важные слова должны стоять в начале заглавия.
  • Золотое правило: в заглавии работы должна быть отражена только одна идея, даже если работа носит комплексный характер.
  • Не используется непереводимый сленг, известный только русскоговорящим специалистам. Это также касается авторских резюме (аннотаций) и ключевых слов.
  • Заглавие статьи не должно содержать математические и химические формулы, буквы алфавитов, отличных от русского и латинского, римские цифры, а также аббревиатуры, кроме общеупотребительных.
  • После написания статьи следует убедиться, что ее заглавие полностью соответствует ее содержанию.

АННОТАЦИИ (АВТОРСКИЕ РЕЗЮМЕ, РЕФЕРАТЫ) К СТАТЬЯМ

По аннотации читатели оценивают публикацию, определяют свой интерес к работе ученого, могут использовать ее в своей публикации и сделать на нее ссылку, открыть дискуссию с автором и т.д. Поэтому этому элементу статьи уделим особое внимание.

Перечислим обязательные качества аннотации. Аннотации должны быть:

  • информативными (не содержать общих слов);
  • оригинальными;
  • содержательными (отражать основное содержание статьи и результаты исследований);
  • структурированными (следовать логике описания результатов в статье);
  • компактными (укладываться в объем от 100 до 250 слов).

Аннотации, которые пишут авторы, зачастую содержат общие ошибки. Чаще всего аннотации изобилуют общими ничего не значащими словами, увеличивающими объем, но не способствующими раскрытию содержания и сути статьи. Часто объем аннотации ограничивается всего несколькими строками (3–5). Такое представление содержания статьи совершенно неприемлемо.

Опыт показывает, что самое сложное для автора при подготовке аннотации – кратко представить результаты своей работы. Поэтому одним из проверенных вариантов аннотации является краткое повторение в ней структуры статьи, включающей введение, цели и задачи, методы, результаты, заключение. Такой способ составления аннотаций получил распространение и в зарубежных журналах.

В качестве помощи для написания аннотаций (рефератов) можно рекомендовать, по крайней мере, два варианта правил. Один из вариантов – российский ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования», разработанный специалистами ВИНИТИ. Второй – рекомендации к написанию аннотаций для англоязычных статей, подаваемых в журналы издательства Emerald (Великобритания). При рассмотрении первого варианта необходимо учитывать, что он был разработан в основном как руководство для референтов, готовящих рефераты для информационных изданий. Второй вариант – требования к аннотациям англоязычных статей. Поэтому требуемый объем в 100 слов скорее всего нельзя назвать достаточным. Ниже приведены выдержки из указанных двух вариантов. Они в значительной степени повторяют друг друга, что еще раз подчеркивает важность предлагаемых в них положений.

Краткие рекомендации

(на основе ГОСТ 7.9-95)

Реферат и аннотация выполняют следующие функции:

  • дают возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;
  • предоставляют информацию о документе и устраняют необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;
  • используются в информационных, в том числе автоматизированных, системах для поиска документов и информации.

Авторское резюме ближе по своему содержанию, структуре, целям и задачам к реферату. Это краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы описываемой работы.

Текст авторского резюме (в дальнейшем – реферата) должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации,

Последовательность изложения содержания статьи можно изменить, начав с изложения результатов работы и выводов.

Предмет, тема, цель работы указываются в том случае, если они не ясны из заглавия статьи.

Метод или методологию проведения работы целесообразно описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы. В рефератах документов, описывающих экспериментальные работы, указывают источники данных и характер их обработки.

Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам и данным долгосрочного значения, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, которые, по мнению автора, имеют практическое значение.

  • Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в статье.
  • Сведения, содержащиеся в заглавии статьи, не должны повторяться в тексте реферата. Следует избегать лишних вводных фраз (например, «автор статьи рассматривает…»). Исторические справки, если они не составляют основное содержание документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в реферате не приводятся.
  • В тексте реферата следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, а также избегать сложных грамматических конструкций.
  • В пределах реферата необходимо соблюдать единообразие терминологии.
  • В тексте реферата следует использовать значимые слова из текста статьи.
  • Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении.
  • Единицы физических величин следует приводить в Международной системе СИ. Допускается приводить в круглых скобках рядом с величиной в системе СИ значение величины в другой системе единиц, использованной в исходном документе.
  • Таблицы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, диаграммы включаются только в случае необходимости, если они раскрывают основное содержание документа и позволяют сократить объем реферата.
  • Формулы, приводимые неоднократно, могут иметь порядковую нумерацию, причем нумерация формул в реферате может не совпадать с нумерацией формул в оригинале.

Рассмотрим подробнее структуру «классической» аннотации, позволяющей создать полную картину о статье или проекте, и приведем примеры каждого из составляющих компонентов. Этой структуры необходимо придерживаться и при подготовке документов в зарубежные научные фонды и журналы.

 

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

АВТОРСКОЙ АННОТАЦИИ

Актуальность. С самого начала необходимо показать важность изучаемой проблемы или предлагаемого проекта. У читателя сразу должно сложиться представление, почему обсуждаемая проблема требует изучения.

Пример. Блог является одним из социальных сервисов, используемых в обучении иностранному языку и культуре.

Постановка проблемы. После раскрытия актуальности необходимо обозначить существующую проблему, на решение которой и будет направлен исследовательский проект (статья). При чтении данного раздела аннотации у читателя должно сложиться впечатление, что без вашего проекта «дальнейшая жизнь просто невозможна».

Пример. Однако в научной литературе не существует исследований, подтверждающих эффективность использования блога при формировании социокультурной компетенции учащихся.

Пути решения проблемы. В данном разделе аннотации необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы. В качественных исследованиях (в которых нет описания эксперимента и анализа его результатов) это может быть перечисление исследуемых теоретических вопросов. В количественных исследованиях (если в работах имеются статистические данные эксперимента) в этом разделе аннотации перечисляются методики проведения экспериментальной работы, исследуемые переменные.

Пример. В данном исследовании, во-первых, был определен компонентный состав социокультурной компетенции, во-вторых, разработана методика формирования социокультурной компетенции средствами блога, в-третьих, описана подготовка и проведение экспериментального обучения, направленного на формирование социокультурной компетенции средствами блога, а также приведен анализ его количественных и качественных результатов.

Результаты. В данном разделе представляются количественные или качественные результаты исследования. Рекомендуется использовать общие слова типа «доказала эффективность», «оказалась неэффективной», не упоминая конкретные цифры, которые могут быть неверно интерпретированы.

Пример. Исследование показало, что в ходе 10-недельного цикла большинство учащихся смогло сформировать социокультурную компетенцию средствами блога, что подтверждает эффективность предлагаемой методики.

Заключение. В заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, показать насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложить новое решение существующей проблемы.

Пример. Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале блогов в обучении иностранному языку и культуре.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Ключевых слов не должно быть много (не более 10), и они должны четко указывать на основное содержание статьиСледует избегать приводить в качестве ключевых слов общие понятия типа «система», так как поиск по ключевому слову (часто присутствующий на сайте журнала) не приведет читателя к нахождению интересующей его информации.

Ключевым словом в некоторых случаях может служить словосочетание, но ни в коем случае не краткое предложение.

 

ТЕКСТ СТАТЬИ

Авторам статей необходимо придерживаться следующей структуры статьи.

  • Введение– краткое изложение состояния рассматриваемого вопроса и постановка задачи, решаемой в статье.
  • Материалы и методы решения задачи и принятые допущения.
  • Результаты – основное содержание статьи (например: описание физической сущности процессов и явлений, доказательства представленных в статье положений, исходные и конечные математические выражения, математические выкладки и преобразования, эксперименты и расчеты, примеры и иллюстрации).
  • Обсуждениеполученных результатов и сопоставление их с ранее известными.
  • Заключение– выводы и рекомендации.

Рассмотрим каждый элемент структуры статьи подробнее.

Введение стимулирует читательский интерес и представляет собой краткий обзор проблемы, необходимый для понимания основной части работы. Во Введении должно быть четко объяснено, на решение какой конкретной проблемы направлена работа. Введение очень полезно для редакторов журналов и рецензентов статьи. Оно обычно состоит из 300-500 слов, но может быть и больше, если статья имеет значительный объем, или посвящена изложению обширных научных результатов, или решению комплексной проблемы.

Введение должно быть хорошо структурировано и содержать:

− краткое упоминание об уже достигнутых результатах в представляемойобласти исследований, снабженное ссылками на литературу;

− представление объекта исследования – самая важная часть Введения;

− необходимость проведения исследования;

− выдвигаемую гипотезу или методы исследования;

− определение аббревиатур и терминов, используемых в статье.

Материалы и методы. Этот раздел должен содержать точное и подробное описание проведения исследования, позволяющее другим повторить подобную работу.

  • Следует детально описать любые модификации уже используемого в научной работе оборудования, если они были созданы именно для выполнения данной работы. Если необходимо, можно привести иллюстративный материал.
  • При написании этого раздела необходимо найти баланс между детализацией и объемом. Здесь можно сослаться на другие работы, в которых используемые методы были изложены более детально.
  • Расположить методы или по типу процедур, или в порядке проведения исследования.
  • Объяснить, почему были выбраны именно эти методы или материалы.
  • Для количественных измерений следует приводить ошибку метода. Если используются статистические методы или модели сравнения, их надо описать. Это не касается стандартных методов, которые можно приводить без комментариев. Редко используемые статистические методы можно снабдить ссылкой на литературу.
  • Единицы используемых физических величин должны входить в Международную систему единиц (СИ). Допускается использование единиц, разрешенных к применению наряду с единицами СИ, а также кратных и дольных единиц.

Эта часть статьи должна быть написана в прошедшем времени.

Результаты. В этом разделе приводят основные результаты исследования без их интерпретации. Если редакция журнала не требует сохранения отдельных разделов, его можно объединить с Обсуждением.

  • Желательно излагать результаты в том же порядке, что и методы. Для каждого результата должен быть упомянут метод, с помощью которого он был получен.
  • Содержащаяся в разделе «Результаты»информация должна являться частью ответа на вопрос, поставленный во Введении. Обычно Результаты представляют собой текст, снабженный рисунками, графиками или таблицами.
  • Номера таблиц и рисунков должны соответствовать их первому упоминанию в тексте. Данные, представленные на диаграммах и графиках, не должны дублировать представленные в таблицах.
  • Надписи на иллюстрациях должны соответствовать тексту статьи. Подписи к рисункам должны содержать достаточно полную информацию для того, чтобы приводимые данные могли быть понятны без обращения к тексту (если эта информация уже не дана в другой иллюстрации). Аббревиатуры расшифровываются в подрисуночных подписях, если это не было ранее сделано в тексте.

Этот раздел должен быть написан в прошедшем времени.

Обсуждение. Содержит интерпретацию результатов, мнения и предположения авторов, адресуемые будущим исследователям данной проблемы. Цель Обсуждения – ответить на вопрос, поставленный во Введении.

  • Этот раздел статьи надо постараться сделать как можно короче. Здесь необходимо объяснять результаты, а не повторять их.
  • Логика Обсуждения должна строиться от частного к общему.
  • В тексте Обсуждения следует использовать те же ключевые слова, что и заявленные в начале работы.
  • Необходимо объяснить, как каждый из полученных результатов соотносится с литературными данными.
  • Рассматривая разные гипотезы и подходы к работе, защищать свою, показывая ее достоверность.
  • В конце раздела надо объяснить, почему полученные результаты важны для понимания или решения поставленной проблемы и привести несколько(не более двух) рекомендаций для дальнейших исследований.
  • Не следует рекомендовать повторить полученные в работе результаты – это является признаком плохой собственной работы.

Заключение является самой сложной частью в написании статьи. При этом надо учитывать, что большинство читателей знакомится с аннотацией, а потом сразу с Заключением. В этом разделе обобщают собственную работу, еще раз упоминая о ее важности.

  • Начинать Заключение надо с четкого описания того, что достигнуто в работе.
  • Оно должно быть коротким и ясным и доказывать научному сообществу, что результаты работы достойны публикации.Таким образом, работа ставится в один ряд с другими работами по данной проблематике, заполняя недостающие сведения в исследуемой области.
  • Заключение должно содержать доказательство оригинальности работы. Если результаты работы подтверждают уже известные исследования, необходимо подчеркнуть, в чем именно состоит ее оригинальность.

Источник приводимой информации:

http://www.exclusivediplom.ru/disertation/statya/kak_napisat_horoshuyu_vak_statyu/

Информация о ссылках на используемые материалы:

Ссылки на российские источники русскоязычные авторы включают в статьи, публикуемые в русскоязычных или переводных журналах. Если наши авторы публикуются в ведущих зарубежных журналах, они стараются ссылаться, как правило, на зарубежные источники.

Правильное описание используемых источников в списках литературы является залогом того, что цитируемая публикация будет учтена при оценке научной деятельности ее авторов, следовательно (по цепочке) – организации, региона, страны. По цитированиюжурнала определяется его научный уровень, авторитетность, эффективность деятельности его редакционного совета и т.д. Из этого следует, что наиболее значимыми составляющими в библиографических ссылках являются фамилии авторов и названия журналов. Для того чтобы все авторы публикации были учтены в системе, необходимо в описание статьи вносить всех авторов, не ограничиваясь тремя, четырьмя и т.п.

В пристатейном библиографическом списке порядковый номер ссылки указывается в соответствующей строке текста статьи в квадратных скобках, а источники располагаются в порядке их упоминания в статье. Пристатейные библиографические ссылки должны включать следующую информацию:

  • для книг– фамилии и инициалы всех авторов; полное название книги; наименование издательства и город, в котором оно находится; год издания; количество страниц книги;
  • для статей– фамилии и инициалы всех авторов; полное название статьи; название журнала, газеты или сборника, в котором (которой) опубликована статья; год издания, идентификатор времени публикации (для газеты – номер выпуска или дата выхода, для журнала – год, том или номер выпуска, серия), номера страниц, занятых статьей (начальная и конечная);
  • для стандартов– название стандарта; номер стандарта; место и год издания; страницы;
  • для патентных документов– название изобретения; номер патента; страна; номер и дата заявки на изобретение; дата опубликования патента; номер бюллетеня изобретений; страницы;
  • для депонированных научных работ– фамилии и инициалы всех авторов; полное название работы; название депонирующего информационного центра; номер и дата депонирования; количество страниц работы.

Названия книг, статей, иных материалов и документов, опубликованных на иностранном языке, а также фамилии их авторов должны быть приведены в оригинальной транскрипции. В пристатейный библиографический список не должны включаться неопубликованные материалы или материалы, не находящиеся в общественном доступе.

Следует обратить особое внимание на то, что в состав пристатейных списков не следует включать ссылки на учебники и учебные пособия, поскольку содержащиеся в них сведения хорошо известны специалистам, которым и адресована статья.

Включаемые в состав пристатейных списков монографии не должны быть «старше» статьи на более чем 10 лет. Исключение составляют «классические» труды, да и в этом случае отсылка на них должна быть абсолютно оправдана.

Упоминание научных статей, в частности и статей зарубежных ученых, в пристатейных списках свидетельствует не только о компетентности авторов статей, но и актуальности разрабатываемых и представленных в статье научных исследованиях.

Источник приводимой информации:

http://www.exclusivediplom.ru/disertation/statya/kak_napisat_horoshuyu_vak_statyu/